Лобанова
Елена Владимировна,
учитель биологии и экологии
1 квалификационной категории
Методическая разработка по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике»
Урок по теме «Работа мышц. Утомление мышц»
8 класс
Выполнила: Лобанова Елена Владимировна
учитель биологии МБОУ СОШ № 1
Тема урока: Работа и утомление мышц человека мышц
Класс: 8 класс
Цели урока:
Обучающие
ü Изучить особенности работы мышц;
ü Изучить причины утомления мышц
Развивающие:
ü Развитие у учащихся умения анализировать задачу и применять полученные знания в различных примерах.
Воспитательные:
- Активизация интереса к приобретению и применению новых знаний, умений и навыков.
Тип урока: урок новых знаний
Средства обучения: ИКТ (компьютер, проектор, экран), учебник, рабочая тетрадь учащихся, видеофильм «Работа мышц», секундомер.
Ход урока
- Организационный момент
В начале урока для нашей плодотворной работы давайте расслабимся.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (два раза).
Сном волшебным засыпаем…
Дышатся легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (два раза).
Шея не напряжена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (два раза).
Дышится легко… ровно… глубоко.
Сегодня все у нас получится, и мы с вами знаем много нового
- Актуализация знаний
Для изучения новой темы мы должны повторить учебный материал прошлого урока.
- Фронтальный опрос (ответить на вопросы)
1) Из каких частей состоит опорно-двигательная система человека?
2) Назовите значение каждой части системы?
- Устный ответ у доски – индивидуально - рисунок строения мышцы и показать ее основные части (4,5,9,10)
- Работа за компьютером (индивидуально) – сравнить гладкие и поперечнополосатые мышцы по основным показателям
Признак |
Гладкие мышцы |
Поперечнополосатые мышцы |
Свойства |
|
|
Строение |
|
|
Значение в организме |
|
|
- Работа в парах - по рисункам № 28,29 в учебнике – перечислить запомнившиеся названия мышц и указать значение в организме.
- Изучение нового материала (демонстрирую на плакате)
Мы повторили строение и разнообразие мышц тела человека.
Вы все знаете фразу «Движение – это жизнь!». Как вы понимаете смысл высказывания? (ученик отвечают). Правильно, без движения мы не сможем жить. Движение тела происходит благодаря сокращению мышц. Когда мышцы сокращаются, они совершают работу. При сокращении мышцы кости сближаются или отдаляются, передвигая тело или его части , поднимают или удерживают груз. Давайте вместе выполним некоторые движения.
Динамическая пауза.
Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,
Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.
Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.
Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,
Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,
Организм оздоровляем, кислородом наполняем.
Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,
Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.
Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.
Разные движения выполняли мы, потому что мышцы, которые обеспечивают движение, делятся на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие кость по и против часовой стрелки. При сокращении мышц-сгибателей мышцы – разгибатели расслабляются и наоборот. Обе группы мышц могут находиться одновременно в расслабленном состоянии. Давайте вернемся к рисункам № 28,29 в учебнике и назовем вместе мышцы - сгибатели и мышцы – разгибатели.
Сейчас выполните задание в тетради – из учебника на странице 56 выпишите, какие виды работ мышц выделяют, и дайте им краткие характеристики:
Работа
динамическая статическая
Перемещение тела или в пространстве |
Удержание позы или груза |
Ходьба, бег, приседание |
Сидение на стуле, лежание на диване |
Мышцы работают по очереди |
Вовлекаются все мышцы |
Проводим наблюдение: двое желающих (желательно два мальчика), получают одинаковый набор учебников. Первый просто их держит в вытянутой руке, а другой поднимает набор вверх-вниз (для эмоционального настроя включаем негромкую музыку). По итогам наблюдения, учащиеся видят, что простое удержание книг тяжелее, чем их поднятие (для чистоты наблюдения можно выбрать еще пару учеников - но результат такой же). Почему динамически работать можно дольше?
Почему нельзя долго выполнять любую работу?
Любая работа связана с потреблением энергии. Источником энергии в организме являются биологическое явление и распад органических веществ. При распаде в клетках мышц накапливаются вредные вещества-углекислый газ, молочная кислота. А еще, двигательные нейроны, приносящие импульсы от нервной системы к мышцам, требуют отдыха. Наступает утомление мышц.
Как же избежать утомления? Здесь заслушиваем две пары учеников, которые получили на прошлом уроке опережающие задания – выполнили самонаблюдения дома:
Влияние ритма работы на развитие утомления
Ритм |
Путь руки, S, м |
Число движений, n |
Работа, A, Дж |
Начало утомления, с |
Редкий |
0,5 |
19 |
95 |
100 |
Средний |
0,5 |
35 |
175 |
141 |
Частый |
0,5 |
23 |
115 |
104 |
A = F•S•n F = 1 кг = 10 H 1 кг = 1•9,8 H =10 H
где S - расстояние; n - число движений.
Влияние величины нагрузки на развитие утомления
Нагрузка, кг |
Путь руки, S, м |
Число движений, n, |
Работа, A, Дж |
Начало утомления, с |
1 |
0,5 |
35 |
175 |
135 |
3 |
0,5 |
19 |
285 |
80 |
A = F•S•n F = 1 кг = 10 H 1 кг = 1•9,8 H =10 H
Какой вы сделаете вывод? Для профилактики утомления необходимо соблюдать средний ритм и нагрузку при выполнении работы.
- Закрепление знаний
- Беседа по вопросам:
- Чтобы хорошо поработали мышцы на уроках физкультуры, какие вещества необходимы? (органические вещества)
- Что необходимо делать перед школой утром? (завтракать, получать органические вещества для лучшей работы мышц)
- Как вы будете отдыхать в перемены между уроками? (не сидеть на лавочках, прогуливаться по коридору средним ритмом).
Поработали плодотворно – приведем дыхание в порядок:
Надувайся пузырь, надувайся большой
Да не лопайся, да не лопайся.
Медленно сдуваем пузырь.
А теперь быстро-быстро надуваем (дуем),
Быстренько сдуваем…..
Опять надуваем пузырь.
Ой, какой большой пузырь!
Лопнул! И полетели маленькие пузырики…
4.Домашнее задание
п.11-читать и пересказывать. Все, кто хочет провести такие же наблюдения, как в классе - оформить в тетради и сдать на проверку.
Хочется закончить урок фразой: «Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».